08.04.2020

Тактический портрет РБ Зальцбург

Ред Булл Зальцбург в этом сезоне снова ярко себя проявляет на европейской арене. У них достаточно сильно изменился состав по сравнению с полуфиналом Лиги Европы двухлетней давности, но новые летние трансферы пока полностью себя оправдывают. Как и новый тренер – Джесси Марш, под чьим руководством команда выдала 3 интересных с тактической точки зрения матча в Лиге Чемпионов. Эта статья – небольшое погружение в философию Марша и РБ, описание ключевых моментов.

Прессинг

По данным Wyscout прессинг Зальцбурга самый интенсивный в австрийской бундеслиге. При этом, на прошлой неделе Skysport выкладывал сравнительные данные, из которых следует то, что под руководством Джесси Марша команда стала давить еще интенсивнее, чем в последнем сезоне при Марко Роузе.

Главная история этого прессинга – подстройка схемы под каждого соперника, даже в контексте одного матча (как это было против Ливерпуля). РБ прессингует в 3-х схемах (не считая зеркалку в 3ЦЗ): 4-2-2-2; 4-d-2; 4-2-3-1. В каждой есть какие-либо изъяны или пробелы, которыми пользовались соперники в Лиге Чемпионов, но есть и общая структура – высокое, интенсивное и ориентированное на сжатие пространства вокруг мяча давление.

4-2-3-1

Против Наполи Джесси Марш использовал расстановку 4-2-3-1 в прессинге: Эрлинг Халанд начинал давление по Алексу Мерету, при этом закладывая траекторию движение и тело относительно вратаря Наполи так, чтобы спровоцировать его на передачу на Луперто (более слабого на мяче из двойки ЦЗ). При этом нижняя тройка Хванг – Минамино – Дака меняли своих оппонентов в зависимости от того, на какой фланг пойдет передача. Если Луперто делал пас на Ди Лоренцо, то по нему начинал прессинг Дака, закрывая возможность диагонали в полуфланг и навязывая давление, чтобы отобрать мяч. У Ди Лоренцо оставалось только одно направление – передача по флангу, т.к. обратный пас перекрыт Халандом, центр Аллан и Руис под опекой, а полуфланг уплотняет и давит Дака.

Важная цель этого подхода – дать Наполи довести мяч до фуллбека и сжать пространство вокруг, чтобы отобрать мяч. Даже если передача пойдет по флангу (Лозано часто смещался и падал ниже по левому флангу), то принимающий игрок будет получать мяч спиной к воротам и в уже захлопывающейся ловушке.

Проблемы начались, когда Наполи нашел антидот в виде переводов мяча с фланга на фланг. Движение второй линии прессинга Зальцбурга зависело от того, у кого из пары центральных защитников находился мяч: если у Луперто, то крен движения был на правый фланг; если у Кулибали, то весь компактный блок двигался к левому флангу. Поэтому была уязвимость, когда Наполи в минимум передач переводил мяч на другой фланг и начинал атаку:

Дополнительно этому помогало то, что фуллбеки Наполи занимали глубокие позиции, из-за чего Хванг и Дака должны были покрывать большее расстояние, чем обычно, а крайние защитники имели дополнительное время на мяче.

Выше хороший пример того, какое преимущество Наполи получал от фланговых переводов. Под конец первого тайма Халанд подсел и не мог оказывать постоянное давление на защитников, поэтому время от времени Кулибали получал свободу на мяче (делал либо заброс на фланг, либо искал между линий Руиса). В этом эпизоде Калиду транзитом через Луперто довел мяч до Ди Лоренцо, который в касание нашел на фланге Лозано. Пару неверных решений в расстановке приоритетов в прессинге, нетипичное появление Лозано и его дриблинг позволили ему сместиться в центр и перевести мяч на правый фланг.   Даже учитывая то, что РБЗ достаточно быстро восстанавливал оборонительную форму, они теряли много метров пространства до своих ворот от таких переводов (жались к воротам).

Еще одна идея – довольно типичная для 4-х защитников комбинация, когда один из опорников смещается на фланг/ опускается на место ЛЦЗ, давая крайнему защитнику подняться выше. Здесь Руис в начале атаки опустился на место левого центрального защитника,Ди Лоренцо поднялся выше по флангу. Зальцбург очень запоздало отреагировал, из-за чего Ди Лоренцо смог получить передачу на фланге и отдать пас на Лозано. При этом стоит отметить как двигается сам Ирвинг – сместился с фланга в полуфланг, открываясь равноудалено между Кристенсеном и Юнузовичем, чтобы при приеме создать путаницу и иметь больше времени на принятие решения. В данном эпизоде мексиканцу не повезло с приемом, но в центре у Наполи открывались уже два игрока.

 4-2-2-2/4-d-2

Матч с Ливерпулем был гибким по части прессинга и интересным в плане подстроек под соперника. Изначально Зальцбург вышел в расстановке 4-2-2-2 (и в атаке, и в обороне), которая считается основной в этом сезоне. Главная история начала первого тайма – свобода Фабиньо, которую он получал из-за пробелов в прессинге.

Проблема заключалась в том, что прессингующий шестиугольник РБЗ был недостаточно компактен по вертикали и шестерка Ливерпуля располагалась как раз в разрыве между полузащитой и нападающими. В идеале Дака должен был иметь двойную задачу – закрывать Фабиньо и контролировать обратную передачу на дальнего центрального защитника (в этом матче – ван Дейк). Но в таком случае от него требовалось бы слишком много интенсивной рывковой работы, что однозначно сказалось бы в дальнейшем на его свежести в переходных фазах. Поэтому этот вариант в целом был сложным для исполнения. В некоторых эпизодах пара нападающих пыталась располагаться изначально глубже, чтобы перекрывать центр и опекать Фабиньо, но тогда свободу получали центральные защитники (Гомез и ван Дейк), которые могли свободно распоряжаться мячом.

Решение Марша (примерно 15-я минута) – Мвепе должен изначально располагаться выше, чтобы на приеме встречать и поджимать со спины Фабиньо/ в редких случаях кого-то из восьмерок. Но из-за такого движения опорная зона проседала на подборе (Трент мог левой забросить в полуфланг), а Фирмино и Вейналдум получали больше свободы.

Проблемы 4-2-2-2 против Ливерпуля были и в том, что единственным вариантом выхода из обороны в атаку были длинные передачи за спину, под которые открывались Дака и Хванг. Не хватало присутствия игрока между линий в переходных фазах, а забеги контролировали Гомес и ван Дейк – поддерживали и в темпе, и борьбой в корпус. В связи с этим, примерно с 30-й минуты Джесси Марш перевел схему своей команды на 4-d-2: Юнузович в роли страхующего, а Минамино как десятка (он скорее классическая десятка, чем тот же Вольф в прошлом сезоне).

Это дало сразу несколько положительных эффектов для Зальцбурга:

1) У Фабиньо появился прямой оппонент – Минамино, который при построении атаки Ливерпуля располагался вблизи него. Если же в опорную стягивался Хендерсон/Вейналдум, то японец располагался так, чтобы блокировать обе опции (option-oriented) и доигрывал по ближнему к мячу игроку до тех пор, пока он не уйдет из его зоны ответственности. Еще одна задача, которую выполнял Такуми – закрывал ловушку на фланге, блокируя передачи в центр.

2) Улучшилась циркуляция мяча в переходных фазах, появился игрок между линий, который мог продвигать мяч за счет проникающих передач низом (об этом позже).

 

Теперь прессинг работал по такому принципу – Дака начинает давление по Гомесу, провоцируя его на передачу во фланг (ситуативно Салах и ТАА менялись позициями), при этом после передачи он продолжал движение так, чтобы перекрыть линию обратного паса. Мвепу, как левая восьмерка в ромбе, начинал прессинговать фуллбека (в данном эпизоде вингера) и закрывал возможность сыграть в полуфланг. Ульмер (левый защитник) опекал Арнольда, а Минамино блокировал передачу в центр. Хванг располагался так, чтобы блокировать передачу на дальнего центрального защитника (ван Дейка).

Пример удачного прессинга, где видны все роли игроков (Юнузович как страхующий).

В целом, 4-2-2-2 Зальцбурга, как мне кажется, очень хорошо были продемонстрированы в первом туре против Генка.

Это был компактный шестиугольник, который мобильно передвигался по всей ширине поля. Задача нападающих – блокировать передачи в центр, но при этом у центральных защитников Генка была свобода на мяче (на них не давили, кроме сработавших триггеров в виде передачи назад/плохого приема/ошибки). Юнузович и Бернеде располагались так, чтобы накрывать опорников бельгийской команды на приеме и не дать им развернуться. У Златко была двойная задача, кроме опорников он должен был следить за движением Хейнена, который открывался между линиями, поэтому сам он занимал позицию чуть глубже.

Минамино и Собослаи закрывали сразу две опции – передачу в полуфланг, если туда смещался кто-то из пары опорников и проход в центр, когда мяч получал фуллбек бельгийцев. Главная уловка здесь – фуллбеки располагались достаточно высоко, что усложняло прессинг и они постепенно вытягивали на себя крайних полузащитников Ред Булла, чтобы дать больше свободы на приеме Берге и Хросовски.

Один из примеров такого момента. Собослаи изначально ориентируется на Мале (правый фуллбек Генка) и корректирует свое движение под него. В то же время Берге получил больше свободы (тут и неоптимальное давление от Халанда, и поздний рывок Юнузовича), смог принять передачу от центрального защитника. Дальше норвежец развернулся с мячом в центр, протащил до центрального круга и сделал передачу между линий.

Это был один из редких моментов, когда Генк смог вскрыть прессинг Зальцбурга. В основном они выходили через забросы в карманы на фланге (зона от фуллбека до крайнего полузащитника, из-за компактности и узкой позиции Минамино-Собослаи),, либо пытались выйти через крайних защитников. В таком случае ловушка РБ захлопывалась – крайний полузащитник закрыл вариант с центром, нападающий обратную передачу, фуллбек вариант по флангу, а кто-то из пары опорных садился ниже в полуфланг, чтобы контролировать передачу туда и открывания.

Вариант через центр тоже закрыт. Шестиугольник Зальцбурга покрывал очень большое пространство и было сложно получить внутри него мяч.

Позиционная атака, контратаки

Важная часть перед началом разговора про атаку – читал мнение, что Зальцбург позиционирует себя как команда со стилем, который противостоит философии Барселоны. Они не ставят на затяжные позиционные атаки и получают в целом много моментов в переходных фазах. Это не значит, что у них нет идей во владении, но говорит о том, на что сделаны изначальные акценты.

Очень показательный матч в этом плане – против Ливерпуля. Изначально, в 4-2-2-2 были проблемы с игрой между линий. Крайние полузащитники не успевали открыться в опорной Ливерпуля, а забросы, как уже говорилось, стабильно хорошо забирали Гомес и ВВД. С переходом на ромб в полузащите у РБ появилась структура контратак и она хорошо читалась при просмотре матча: когда происходил перехват, то сначала передача направлялась кому-то из пары Юнузович – Мвепе, а в это время между линий открывался Минамино. Его движение, первое касание, понимание партнеров находятся на достаточно высоком уровне.

Японец получал мяч на ход, поэтому ему хватало 1-2 касаний, чтобы сделать проникающую передачу. Нападающие открывались в карман между центральными и крайними защитникам.

Очень много в Зальцбурге строится на комбинации с передачей “на третьего”. Если Минамино при перехвате располагался глубоко или закрыт, то кто-то из двойки нападающих отскакивал в глубину (в каждой паре нападающих австрийцев есть ответственный за это, тут Хванг), в открытую позицию, а Минамино ускорялся на его место.

Здесь Минамино изначально пропускает мяч от Мвепу, ожидая пас в касание от Хванга. Это прием, который можно достаточно часто увидеть в исполнении Зальцбурга. Главные катализаторы того, чтобы пропустить мяч вовремя и не нарваться на контратаку – коммуникация с партнерами и скорость передачи (сильная – пропустить).

В целом, у Зальцбурга очень текучая позиционная атака, где вся полузащита за одну атаку может сменить несколько позиций (кроме типичного движения для позиции, конечно же), но я постарался выбрать самые часто повторяющиеся паттерны в их игре.

Главным образом, кроме открываний между линий, передач на третьего и игры в касание их атаку можно разделить по флангам. Правый – достаточно упрощен, но подстроен под несколько вариантов развития событий:

Здесь Кристенсен принимает мяч широко на фланге, а под него открываются сразу два игрока – Ашимеру, как дополнительная опция, чтобы сбросить давление восьмерки Штурма и забегание Окугавы за спину левому вингбэку. Это достаточно повторяющаяся история с несколькими вариантами развития событий:

1) Кристенсен вынужденно отдает на Ашимеру (как в эпизоде выше, где он перед приемом оценил расположение соперника), а тот получает свободу в полуфланге и делает передачу на Окугаву. Либо он может сделать передачу в центр, где открывается в недодачу кто-то из нападающих (второй должен начинать забегать под передачу за спину защитникам).

2) Кристенсен сам получает возможность принять, сделать вертикальную передачу за спину вингбэку и ускориться в полуфланг под обратный пас.

3) Ромальо (правый ЦЗ) сам делает диагональ на левый фланг, где открывается Хванг в изоляции. Обычно он на дриблинге смещается к боковому входу штрафной и делает зрячую передачу низом в район 11-метровой. Есть моменты, когда он идет в дриблинг в не самый оптимальный момент, но вам должно понравиться как плотно контролируется мяч.

Это несколько опций, которые позволяют с минимальной вариативностью атаковать фланг соперника.

Левый фланг более интересный и разнообразный в плане идей:

1) Опорник смещается на фланг/позицию ЛЦЗ, позволяя защитнику открываться выше. Левый полузащитник обычно открывается в полуфланге. Таким образом, когда мяч у опорника – у него есть сразу три варианта для проникающей передачи: фланг, полуфланг и центр.

2) Диагонали Ульмера. Достаточно интересный набор для крайнего защитника: он может делать диагонали низом как в зону между линий, так и за спину крайнему защитника соперника.

Здесь Халанд отскочил в глубину, попутно вытащив за собой самого центрального защитника, а под него открылись сразу 4 игрока. Это показательно и в том плане, как в целом располагаются игроки Зальцбурга в позиционной атаке: крайние полузащитники смещаются в полуфланги, между линий, а фуллбеки поочередно занимают высокие позиции.

Главное в такие моменты – они атакуют разные зоны, усложняя опеку центральным защитникам и забегая в свободные зоны.

Психология – важный фактор успеха

Я думаю, что эту работу стоит заканчивать именно на этой теме. По моему мнению – одним из важных составляющих успеха австрийского клуба на внутренней арене и их уверенной игре в еврокубках является именно психология. Сложно поддерживать интенсивность прессинга на таком уровне на протяжении матча и даже отрывок из интервью Тедеско для spielverlagerung как бы намекает, что у футболистов будут возникать вопросы к тренеру по поводу целесообразности того или иного подхода.

Важные вводные Зальцбурга – у них молодой состав, который разбавлен неконфликтными опытными игроками, желание прогрессировать в современной модели игры (где есть гарантии продолжения роста и перспективы) и предрасполагающий менталитет (видео из раздевалки матча с Ливерпулем в пример).

Джесси Марш сам по себе достаточно импульсивный тренер в плане поведения (не решений)  – желтая карточка против Наполи за оскорбление судьи и это играет ему на руку. Но в первую очередь помогает управлять коллективом то, что у его подопечных нет завышенных требований, но есть доверие к более опытному человеку во многих аспектах – авторитет. Поэтому кажется, что любые идеи в Зальцбурге будут впитываться гораздо лучше, чем где-либо как раз из-за внутрикомандного менталитета и авторитета тренера среди игроков.

twitter автора, где будет больше футбола

1

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля